Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4
имени А.В.Суворова

муниципального образования город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
МБОУ СОШ №4
им. А.В.Суворова на
2024-2025 учебный год
набирает в 1 класс: 150 детей.
Количество мест осталось: 150.
Приём документов c 29.03.2024.
«Прямая трансляция Знание.ТВ»

Лобов Георгий Агеевич

Лобов Георгий Агеевич (7 мая 1915 — 6 января 1994) — советский лётчик-истребитель и военачальник, Герой Советского Союза (1951). Генерал-лейтенант авиации (1961). Профессор (1969).

Родился 24 апреля (7 мая по новому стилю) 1915 года в городе Екатеринодаре (ныне город Краснодар) в семье железнодорожника.

Окончил школу-семилетку, фабзавуч. Работал на цементном заводе «Пролетарий» в Новороссийске: обжигальщик, инструктор и секретарь комсомольской организации завода. В 1934 году окончил Ростовское отделение Института массового заочного обучения партактива при ЦК ВКП(б). В 1934 году поступил в Новочеркасский авиационный институт, в 1935 году окончил первый курс института.

В 1935 году по спецнабору ЦК ВКП(б) был призван в Красную Армию для укрепления ВВС РККА, направлен на учёбу в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата в Сталинграде, которую окончил в 1938 году с отличием. С ноября 1938 года служил в 19-м истребительном авиационном полку 54-й авиационной бригады ВВС Ленинградского военного округа: командир звена, с июня 1939 года — помощник военного комиссара эскадрильи. В рядах 19-го истребительного авиаполка с 17 сентября 1939 года по 8 октября 1939 года участвовал в Освободительном походе РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию, а с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года участвовал в Советско-финской войне, Выполнил 66 боевых вылетов против финских войск. За эту войну награждён своим первым орденом. В 1939 году вступил в ВКП(б).

Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В этот день провёл свой первый воздушный бой над аэродромом Высоке-Мазовецк в 50 км западнее города Белосток, в котором был легко ранен, но из боя не вышел. В рядах 19-го истребительного авиаполка воевал на Западном фронте, с сентября 1941 года — на Ленинградском фронте. Первую воздушную победу одержал 3 октября 1941 года над Ладожским озером при отражении налёта люфтваффе на корабли, доставлявшие грузы в Ленинград. С октября 1941 года — военный комиссар эскадрильи 26-го истребительного авиаполка ПВО Ленинградского фронта. К январю 1942 года одержал 3 воздушные победы. С февраля 1942 года — военный комиссар 286-го истребительного авиаполка Ленинградского фронта. В 1942 году совершил около 70 вылетов на обеспечение безопасности полётов транспортных самолётов в блокадный Ленинград, не потеряв ни одного из них. С мая 1942 по июнь 1943 годов Г. А. Лобов был командиром группы прикрытия при еженедельных перелётах А. А. Жданова из Ленинграда на Большую землю и обратно. С ноября 1942 года воевал заместителем командира по политической части 275-й истребительной авиадивизии. Два года участвовал в битве за Ленинград, прикрывая с воздуха Ленинград, Кронштадт и Дорогу жизни над Ладожским озером.

С июня 1943 года — заместитель командира 322-й истребительной авиадивизии. В этой дивизии воевал на Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, в Брянской, Невельской, Городокской, Белорусской, Висло-Одерской наступательных операциях. 25 июля 1944 года осуществил штурмовой удар по железнодорожной станции Тильзит — это было первое появление советских лётчиков над территорией Германии днём. В августе 1944 года организовал и лично возглавил серию из 4-х штурмовых авиаударов по крупнейшим аэродромам противника в Восточной Пруссии. Во время смены командования дивизии с 1 по 14 ноября 1944 года временно исполнял должность командира дивизии.

В феврале 1945 года назначен на должность командира 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии и командовал ею до конца войны. Дивизия обеспечивала прикрытие с воздуха переправ через реку Нейсе при подготовке к проведению Берлинской наступательной операции, участвовала в штурме Берлина и в Пражской операции. 8 мая 1945 года над чехословацким городом Мельник сбил Хейнкель-111 — последний из вражеских самолётов, уничтоженных советскими лётчиками в Великой Отечественной войне.

В Великую Отечественную войну Лобов Г. А. воевал на истребителях И-16, МиГ-3, Як-1, Ла-5, Ла-7, Як-3. Совершил 346 боевых вылетов, сбил 10 самолётов противника лично и 7 в группе (по данным итогового представления к ордену Кутузова от 4 мая 1945 года, но надо учитывать, что после этого представления он лично сбил ещё 1 немецкий самолёт 8 мая). В литературе о Г. А. Лобове распространены более высокие данные о числе его побед — 15 личных и 8 групповых, 19 личных и 8 групповых, 23 личных и 8 групповых. В труде о победах советских истребителей М. Ю. Быкова «Все асы Сталина» приводится список побед Г. А. Лобова, составляющий 10 личных и 3 групповых победы. Ни разу не был сбит.

Командовал дивизией до сентября 1945 года, затем был направлен на учёбу. В 1946 году окончил шестимесячные курсы усовершенствования командиров авиационных дивизий при Военно-воздушной академии. С мая 1946 года командовал 303-й истребительной авиационной дивизией в 1-й воздушной армии Белорусского военного округа. В сентябре 1948 года дивизия была передана в 19-ю воздушную истребительную армию ПВО Московского района ПВО. После начала Корейской войны, летом 1950 года, дивизия была переброшена на Дальний Восток, а позднее на аэродромы северного Китая.

С марта 1951 года, в то время генерал-майор, Лобов Г. А. находился в командировке в Северной Корее, сначала в качестве командира 303-й истребительной авиационной дивизии, а с сентября 1951 года — командира 64 истребительного авиационного корпуса. 30 октября (по другим данным 23 октября) 1951 года сумел воспользоваться просчётами командования противника, в результате чего, в воздушном сражении на подходах к аэродрому Намси корпус нанёс тяжелейшее поражение стратегической авиации США. Результат этого сражения, в котором одновременно участвовало около 270 самолётов, изменил характер ведения боевых действий в Корейской войне и вынудил военное руководство США пересмотреть планы использования стратегической авиации. Несмотря на генеральское звание и должность, показывая молодым лётчикам приёмы борьбы с вражеской авиацией, выполнил в небе Северной Кореи 15 боевых вылетов на реактивном истребителе МиГ-15, в воздушных боях сбил 4 самолёта лично (все сбитые — реактивные истребители F-80).

В 1955 году с отличием окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. С ноября 1955 года — генерал-инспектор Инспекции истребительной авиации Главной инспекции Министерства обороны СССР, с апреля 1957 года — генерал-инспектор фронтовой авиации Инспекции ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР. С апреля 1962 года был заместителем командующего по боевой подготовке — начальником отдела боевой подготовки и вузов ВВС Московского военного округа. С марта 1963 года служил начальником кафедры военно-воздушных сил Военной академии имени М. В. Фрунзе, профессор.

С февраля 1975 года находился в запасе. Продолжал активно заниматься военно-исследовательской работой. В начале 90-х годов опубликовал свои воспоминания об участии в Корейской войне — одна из самых первых таких публикаций в Советском Союзе. Умер в Москве 6 января 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор
Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор