Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё чаще и больше нуждаются в помощи высококвалифицированных специалистов. Консультации нужны не только родителям детей, требующих особого педагогического контроля, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, повышенным уровнем тревожности и т.д. Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы педагога-психолога в школе, направленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. В современных семьях многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и просто отсутствием времени. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достичь максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка. Для этого была разработана программа курсов по основам детской возрастной психологии для родителей школ.
Цель данной программы состоит в повышении грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способствующее формированию каких-либо нравственно-волевых качеств личности, облегчить адаптацию ребёнка к обучающему процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи: — познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка; — повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера; — информировать о психологических особенностях детей разного возраста; — научить родителей понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ребёнком взаимоотношения, показать важность общения в семье; — дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Тематика курсов:
1 класс (6-7 лет) — «Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику»
2 класс (7-8 лет) — «Важность общения. Цена слова»
3 класс (8-9 лет) — «Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание»
4 класс (9-10 лет) — «Проблема жестокого обращения в семье»
5 класс (10-11 лет) — «Мотивы плохого поведения»
6 класс (11-12 лет) — «Влияние телевидения на психику ребенка. Дети и компьютер»
7 класс (12-13 лет) — «Как научить ребенка заботиться о собственной безопасности»
8 класс (13-14 лет) — «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»
9 класс (14-15 лет) — «Профессиональное самоопределение подростков»
10-11 классы (15-16 лет) — «Ваш ребенок – выпускник»
Данные курсы проводились в период с октября по декабрь 2015 года в форме группового консультирования во время родительских собраний.
Родители проявляли интерес к предоставляемой им информации, задавали вопросы. Для некоторых подобного рода информация была уже знакома, кто-то услышал об этом впервые. Но главное, что все признали её полезной и необходимой.