Мой Путь…
Письменная Е.Г.,
учитель кубановедения,
МБОУ СОШ №4 им. А.В. Суворова
Как правильно сказал мудрец много веков назад: «Правит миром тот, кто держит руку на колыбели». Не мы ли с Вами – учителя – создаем тех, кто в будущем вершит судьбы, определяет роль и статус своего государства, а порой и мира в целом?
Учителю изначально дана величайшая ответственность и величайшее благословение: он создает новые поколения, помогает молодым умам окрепнуть, юным талантам набраться силы, каждому ребёнку – а в будущем полноценному гражданину – найти свой вектор движения в огромной жизни, оставить в ней свой след.
Во все века учителя растили свои державы. Растили умы государства, его деятелей – от булочника до учёного-изобретателя, от революционера до правителя! Будущее нашего государства, в первую очередь, лежит на наших плечах – плечах работников образования. Образование = создание Образа Будущего человечества. И тот образ человека завтрашнего дня, который мы создадим в умах наших учеников сегодня, будет окружать нас в завтрашней действительности.
В повседневной суете, в непрекращающейся гонке за мелкими результатами, мы часто забываем о том глобальном влиянии, которое оказываем на окружающих нас детей. Ведь результат деятельности педагога – он не сиюминутен: пройдут годы, пока мы увидим изменившееся поколение, которое, кажется, только вчера выпустили со школьного двора… Какое счастье видеть во вчерашних несмелых Катюшах и Витях сильных, целеустремлённых, красивых, уверенных в себе, многого достигших Екатерин и Викторов, работающих не только на себя, но и на благо своей малой Родины! И как больно порой понимать, что целое поколение стало потерянным лишь потому, что когда-то давным-давно была упущена мизерная деталь, одна лишь грань, казалось, целостной морали…
Свой первый урок истории я провела в далёкие девяностые, когда сама еще была ученицей старших классов и параллельно получила право быть вольным слушателем лекций по филологии Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина. На уроке тема коснулась независимости. Помню, как горда была тем, что мои ровесники активно вступают в дискуссию о возможностях развития своего государства, что так неравнодушны к происходящему, что так яро выказывают вольнолюбивый нрав своего народа… И лишь с годами я понимаю, что вырастив любовь к воле у того поколения, мы забыли воспитать в нём уважение к величайшему наследию предков – истории, простую братскую любовь к народам-соседям, а главное – умение прислушиваться к старшим поколениям… А потеряв эти вековые ценности, дети Харькова, как и дети других украинских городов, заполнили образовавшиеся пустоты в умах и сердцах своих гордыней «самостоятельности» от России, а целью развития своего государства поставили банальное (и такое эфимерное) обогащение за счёт далеких стран-кумиров вместо непростого, но веками проверенного пути поддержки и сотрудничества рука об руку с братскими народами. Страшные плоды образования (или отсутствия оного) мы наблюдаем сейчас…
«Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии…» Лишь в начале двухтысячных, когда сменила страну проживания, я начала постепенно осознавать глубину трещины того образования, которому сама была подвержена несколько лет. Первое разительное отличие, замеченное мною в умах российских детей – это отсутствие всеобщего благоговения перед западом, любовь и вера в свою страну, умение гордиться ею, твёрдая уверенность в достойном, светлом Будущем. Немалую роль играет и братская любовь, удивительная уживчивость с разными народами, умение поставить духовные ценности выше материальных. Этот уникальный, загадочный для запада, много веков живущего по принципу «разделяй и властвуй», российский менталитет веками формировался в умах подрастающих поколений посредством древнейших принципов воспитания и образования. В нём сила нашего могучего народа-победителя, его как духовную основу личности мы должны пробуждать в каждом нашем ученике. И нам – современным преподавателям – жизненно важно не растерять эту глубочайшую вековую мудрость, вырастить на её благодатной основе сильные поколения будущих победителей, учёных, исследователей, правителей.
Учитель – это профессия, которую нельзя выбрать. Человек или рождается учителем, или нет. Так и я, родившись в семье, где много лет назад установилась династия врачей, с детства знала, что мой путь иной – путь педагога. Здесь роль играет зов сердца, ведь наша задача – не просто загрузить мозг ребёнка безжизненной информацией, мы обязаны каждого пришедшего ученика понять, в каждом вырастить индивидуальность, сохранить его уникальность, помочь выбрать именно его жизненный путь, одарить верой в свои силы и научить жить и работать в резонансе с окружающими, на общее благо семьи, Родины, планеты!
Мой Путь