После трагического события люди, иногда, ведут себя не совсем адекватно (с точки зрения наблюдателя), и нам важно понимать, что любое поведение в период трагического события -это нормальная реакция на не нормальную ситуацию. Всё естественно, и любое не стандартное поведение важное для человека, пережившего трагедию, такой реакцией организм человека помогает ему эффективно справиться с тем стрессом, с которым он встретился лицом к лицу.
Помогая детям справиться с последствиями травматичных событий, следует:
- Заверить ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.
- Выключить телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Лучше использовать радио при получении новостей – зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.
- Иметь в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости от возраста. Особенно она может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Учтите, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, не захочет больше играть с друзьями на улице), но имейте ввиду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) или поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью.
- Поговорить с ребенком о том, что произошло. Быть правдивым. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача вне зависимости от возраста – это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
Для дошкольников достаточно признать, что «что-то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого возраста не должны смотреть телепередачи о травмирующем событии.
Начальная школа. Выясните, что они знают о случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы. Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие их проступки не являются причиной случившегося.
Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение. Выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или, наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.
- Спокойно выражать свои эмоции. Помочь ребенку осознать его собственные чувства, выражать их. Подчеркнуть, что это – нормально испытывать те чувства, которые в сложившейся ситуации захватили его.
- Уделять больше времени и внимания ребенку.
- Вовлекать ребенка в игровую деятельность, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства. Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей, однако важно для ребенка. Если же ребенок застревает, и повторение длится многие недели без изменения, необходимо обратиться к психологу.
- Придерживаться обычного распорядка дня. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности. Избегать ненужных изменений.
- Поддерживать отношения со значимыми для ребенка другими – учителем, сверстниками. Интересовать, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
- Учитывать, что дети могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о травматическом событии. Эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после случившегося.
- Обратиться за помощью, если вы сами чувствуете себя тревожно и расстроенно. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если вы будете вести себя спокойно и уверенно.
Прежде чем говорить, что наши дети становятся все более агрессивными, нужно смотреть на проблему с разных сторон. И важно родителям понимать, что это не сын или дочь настолько перестали слушаться и подчиняться общим требованиям, а что-то происходит в самих образовательных учреждениях и в первую очередь – взаимоотношения в семье. И дети усиливают свою агрессию из-за того, что не видят поддержки от взрослых — ни от родителей, ни от педагогов. В сложившихся обстоятельствах они считают, что никто из взрослых их не услышит и не поймет.
Влияние компьютерных игр, всю ту виртуальную агрессию, в которую погружаются современные дети, а также свободный обмен информацией в соцсетях. Это является причиной агрессивного поведения.
После длительных выходных у многих людей усиливаются расстройства аффективной сферы — люди становятся более раздражительными, вспыльчивыми, возрастает неуверенность, демотивация, и все это сопровождается внешней поведенческой агрессией.
Подростки, для которых характерно желание подражать. Если кто-то вдруг оказался героем интернета, то найдутся и те, кто захочет повторить его «славу». Этот феномен связан с эмоциональным заражением. Это важно понимать и развенчивать «геройство».
Поскольку в СМИ и интернете случаи нападений в школах активно обсуждаются, необходимо проговорить эти темы в семье. Нужно спросить ребенка, что он об этом думает, поинтересоваться, кто из его окружения мог бы решиться на подобные действия и почему. Надо учить детей все это анализировать и аккуратно рассказать им о последствиях, потому что они не всегда задумываются о том, чем это закончится. Они не всегда знают, к чему может привести негативизм по отношению к тому же учителю или включение в оппозицию. Это тоже может повредить обучению и в целом отрицательно сказаться на психологическом состоянии подростка. Проследите, чтобы ребенок не вступал в кампанию по поддержке насилия в школах в интернете. Но все время на этом фокусироваться не стоит. Нужно сконцентрировать внимание ребенка на его ведущей учебной деятельности.
80% подростков, с которыми работали специалисты по акции протеста, сказали, что причина их поведения — это действия учителей, которые наказали их, хотя они не были виноваты, либо высказались в их адрес так, что им в школу ходить не хочется, либо поговорили с их родителями так, что отношения родителей и детей испортились. Также дети жаловались на то, что учителя игнорируют их конфликты с одноклассниками. И в результате дети не чувствуют себя в безопасности в школе, потому что за них некому вступиться, взрослые самоустранились. Им не оказывалась моральная, психологическая поддержка со стороны близких людей.